Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определяет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Получение заключения ПМПК – важнейший этап в подтверждении статуса ребёнка с ОВЗ.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Информационно-методические материалы для родителей и специалистов
Нормативно-правовая база по образованию детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Федеральный уровень
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155) https://minobr.donland.ru/documents/34244/
- Приказ Минобрнауки России Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования(от 30.08.2013 г. № 1014) https://minobr.donland.ru/documents/34243/
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26); https://base.garant.ru/71164864/
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» http://base.garant.ru/71169212/
- Письмо Министерство образования и науки Российской Федерации «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» от 7 июня 2013 года № ИР-535/07
- Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2020 годы http://docs.cntd.ru/document/420319730
- Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» http://docs.cntd.ru/document/420320115
- Письмо Минобрнауки РФ от 12.02.2016 № ВК-270/07 «Об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования» http://docs.cntd.ru/document/420347723
- Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы дошкольного образования, одобренные решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию от 22.12.2015 протокол №4/15(сайт fgosreestr.ru)
- Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72641204/
Региональный уровень
- Постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 585 “Об утверждении государственной программы Ростовской области «Доступная среда» http://docs.cntd.ru/document/439060881
- Постановление Правительства Ростовской области от 15.06.2017 № 438 “О внесении изменений к Постановлению от 25.09.2013 № 585” http://docs.cntd.ru/document/450240762
- Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2015 № 71 “Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2016-2020 годы» http://docs.cntd.ru/document/430656386
- Постановление «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, в том числе детей-инвалидов, в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях» https://minobr.donland.ru/documents/active/34258/
Локальные акты МБ ДОУ
Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Помещения и территория МБ ДОУ № 29 соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству правилам и нормативам работы ДОУ, нормам и правилам пожарной безопасности. МБ ДОУ № 29 оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения о пожаре, кнопкой экстренного вызова полиции. Во всех помещениях сделан косметический ремонт.
Территория дошкольного учреждения озеленена, разбиты цветники и клумбы. Территория детского сада ограждена забором. Детский сад имеет все виды благоустройства: водопровод, канализацию, централизованное отопление.
В 2022 – 2023 уч. году в МБ ДОУ № 29 – 7 воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, из них детей-инвалидов – 4.
Основой профилактики эмоционального благополучия является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение.
Основополагающими задачами сопровождения воспитанников с ограниченными возможностями являются:
- 1.Создание толерантной среды для субъектов воспитательно-образовательного пространства через сопереживание, сочувствие и сотрудничество.
- 2. Обеспечение успешности детей с особыми образовательными потребностями наряду с детьми, не имеющими проблем в развитии.
- 3. Укрепление здоровья и предупреждение появления вторичных нарушений физического и психического развития;
- 4. Создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников общеразвивающей группы.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах деятельности.
В нашем образовательном учреждении психолого – педагогическое сопровождение рассматривается, как система деятельности всех специалистов, направленная на создание условий успешного развития каждого ребенка.
- Учитель-логопед - занимается коррекцией и развитием речи, разрабатывает рекомендации другим специалистам по использованию рациональных логопедических приемов в работе с детьми.
- Педагог – психолог повышает познавательную активность детей и при этом развивает основные психические процессы, такие как мышление, воображение, внимание, любознательность, память, восприятие. Деятельность педагога направлена на развитие коммуникативной деятельности детей и развития игровой способности, которая является главным видом деятельности для детей этого возраста.
- Инструктор по физической культуре определяет уровни физической подготовки детей, в соответствии с возрастом, готовит рекомендации для воспитателей.
- Воспитатель - обеспечивает всестороннее развитие воспитанников, планирует (совместно с другими специалистами) и проводит фронтальные занятия, организует совместную деятельность всех воспитанников группы.
Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и инвалидов
№ п/п |
Показатели условий организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ |
Условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ |
1 |
Специально оборудованные учебные кабинеты |
Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности детей, обеспечивающая возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное, должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. В групповых помещениях присутствуют элементы, стимулирующие познавательную, речевую, физическую и игровую деятельность детей. |
2 |
Использование специальных учебных пособий и дидактических материалов |
В ДОУ используются специальные учебные пособия и дидактические материалы по коррекции речевого развития воспитанников. |
3 |
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья |
В ДОУ нет детей, для которых необходимо определенное приспособление для пользование библиотекой. |
4 |
Предоставление специальных технических средств обучения индивидуального пользования в постоянное пользование |
В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым необходимы специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. |
5 |
Проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий |
Групповые и индивидуальные коррекционные занятия с детьми с ОВЗ проводятся учителем –дефектологом, учителем – логопедом, педагогом-психологом в соответствии с АООП МБ ДОУ № 29. С детьми-инвалидами индивидуальные коррекционные занятия проводятся в соответствии с АОП для детей с ЗПР и РАС и индивидуальными маршрутами развития. |
6 |
Обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, для обучающихся с ОВЗ. |
При необходимости для обеспечения доступа в здание
образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ
возможно предоставление сопровождающего лица.
В ДОУ нет обучающихся с ОВЗ, которым требуются специально созданные условия для доступа в здание. |
7 |
Оказание психологической и другой консультативной помощи обучающимся с ОВЗ. |
Исходя из индивидуальных потребностей обучающихся с ОВЗ (тяжелое нарушение речи) детей- инвалидов и оказывается индивидуальное сопровождение воспитанников и родителей, консультирование родителей. |
8 |
Предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь. |
В настоящее время в ДОУ рассматривается возможность о введение в штатное расписание должности ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь детям-инвалидам и детям с ОВЗ. |